Южный Урал

Тирлян

Поселок, Республика Башкирия
Координаты: 54.211102,58.586659 copy
Проложить маршрут
Тирлян

Живописный Тирлян (Тирлянский) сохранил экзотические руины горнозаводской цивилизации. В бывшем рабочем поселке в 1761 году начали возводить «железоделательный завод», потом стройку перенесли в нынешний райцентр Белорецк. В Тирляне собственное производство – молотовой завод для обработки чугуна – возник в 1810 году. В 1994 году предприятие и часть поселка смыло катастрофическим наводнением, производство решили не восстанавливать, однако красивейшая природа уральской горной глубинки превратила Тирлян в загадочный поселок-воспоминание.

 

По пути из Белорецка в Тирлян, примерно через 20 км., обратите внимание на «ныряющую» под дорогой небольшую речку Верхняя Мата: дальше вы едете практически по горному хрусталю! Если вы опытный геокешер на своем внедорожнике – найдите «хрустальный карьер», без красивой добычи наверняка не останетесь. В самом поселке – присмотритесь к старинным постройкам, здесь есть настоящие шедевры деревянной архитектуры. Среди них найдите дом с геральдическим львом над воротами: здесь живут потомки шведских инженеров, приглашенных на Тирлянский завод немецкой фирмой «Вогау». Обязательно поднимитесь на одну из окрестных гор, но будьте осторожны: леса вокруг них по-настоящему дикие, недаром немцы по-своему переводили название «Тирлян» как «Tier Land» – «земля зверей»!  

 

 

Ради чего ехать?
1
Увидеть одну из лучших достопримечательностей Урала - горный цирк Инзерские Зубчатки. Проехать на вездеходе, подняться выше 1000 метров над уровнем моря и угадать, какие силуэты скрываются в скалах.
2
Побывать в самой «глубинке» Южного Урала. Пройти по «каньону» на месте уникальной железной дороги, сфотографироваться у железного колеса высотой с дом.
3
Почувствовать себя гномом-рудокопом и найти горный хрусталь размером с куриное яйцо, а если повезет, то и больше ладони.

Инзерские зубчатки

Живописный скалистый гребень с цирком – кругом из скал – на северо-восточном конце. Скальные столбы цирка достигают в высоту 35 метров, они изъедены ветрами и временем, поэтому местами напоминают причудливые скульптуры, в которых можно угадать то человеческие лица, то силуэты фантастических зверей
Телефон: +7 961 040-33-53 ( )
Координаты: 54.270836, 58.374124 Copy link
Проложить маршрут
Инзерские зубчатки

Живописный скалистый гребень с цирком – кругом из скал – на северо-восточном конце. Скальные столбы цирка достигают в высоту 35 метров, они изъедены ветрами и временем, поэтому местами напоминают причудливые скульптуры, в которых можно угадать то человеческие лица, то силуэты фантастических зверей. Инзерские зубчатки – излюбленное место рейдов и соревнований скалолазов – от начинающих до экстремалов. Ближайшее к Зубчаткам место, куда завозят туристов на вездеходах и где обычно расставляют палаточные лагеря, – кордон Миселя. Это бывший поселок лесозаготовителей, и дорогу к нему от Тирляна когда-то «пробили» сквозь девственные дебри лесовозы. Они же и «убили» настолько, что даже на внедорожнике то и дело заставляет вспомнить присловье автотуристов: «Чем круче джип – тем дальше идти за трактором!»        

 

Местный транспорт, на котором от Тирлянского ездят к Зубчаткам – это не просто внедорожники, это вездеходы. Иногда даже Вездеходы с большой буквы, созданные местными техническими гениями. В самом простом случае это «шишига» (ГАЗ-66) или «Урал», вдумчиво подготовленная к штурму дорожных дебрей. Можно встретить и «Газель» на огромных «болотных» колесах от грузовика. Поездка на таких вездеходах – тоже приключение, о котором многие вспоминают с восторгом – в отличие от водителей джипов, «порвавших» машины на дороге. Так что оптимальный вариант поездки сюда – на внедорожнике до поселка (и по ближайшим достопримечательностям). От него на кордон – вездеходом, свой джип можно будет оставить у гостиницы или гостевого дома, там же договориться и о «трансфере» на Зубчатки. Дальше – несколько километров «вперед и вверх», на гору. Вариант хорош еще и своей всесезонностью и всепогодностью: зимой или после дождей по этой дороге может пройти только вездеход с местным водителем!

Рабочий сад

Небольшой «парк культуры и отдыха» расположен в самом «сердце» Тирлянского, возле центральной площади. Здесь «собрались» сразу несколько местных достопримечательностей.
Республика Башкортостан, Белорецкий р-н, Тирлянский, ул. Первомайская, 16
Координаты: 54.215878, 58.582309 Copy link
Проложить маршрут
Рабочий сад

Небольшой «парк культуры и отдыха» расположен в самом «сердце» Тирлянского, возле центральной площади. Здесь «собрались» сразу несколько местных достопримечательностей.

 

Бывший клуб, который начинали строить как церковь, а достраивали уже при Советской власти, оформив фасад в редком стиле «деревянного конструктивизма». Сегодня клуб функционирует в другом месте, но само здание не перестало быть памятником архитектуры. В поселке находится старый памятник металлургу. Похожих на Урале много, но в этой скульптуре запечатлен не просто рабочий, а листопрокатчик, это единственный в мире памятник представителям данной специальности. Здесь же, в саду – кафе, чуть дальше – небольшая деревянная мечеть, за дальним концом сада – гостиница «Судовая гора», а еще дальше начинается территория бывшего металлопрокатного завода, вокруг которого вырос и жил поселок Тирлянский.

Руины заводоуправления

Остатки металлургического завода. От завода XIX века остались только стены двух зданий – заводоуправления и кузнечного цеха. К цеху присмотритесь внимательнее: в непростой конструкции здания сочетаются два вида кладки, кирпичная (причем кирпичи по форме и размеру отличались от современных «стандартных») и каменная, из плоского «плитняка».
Республика Башкортостан, Белорецкий р-н, с. Тирлянский
Координаты: 54.217792,58.586949 Copy link
Проложить маршрут
Руины заводоуправления

От завода XIX века остались только стены двух зданий – заводоуправления и кузнечного цеха. К цеху присмотритесь внимательнее: в непростой конструкции здания сочетаются два вида кладки, кирпичная (причем кирпичи по форме и размеру отличались от современных «стандартных») и каменная, из плоского «плитняка». В цеху видны остатки печей-горнов, рядом – фундаменты оборудования. Рассматривая остатки завода, вы убедитесь, насколько красивой была раньше промышленная архитектура.  

 

Завод пережил смены хозяев, революцию и гражданскую войну, работал в Великую Отечественную, позже здесь делали тончайшие листы металла для электронной промышленности, но... С чего он начинался – то его и погубило. Любой горный завод на Урале ставился на реке ниже пруда, вода из которого приводила в действие все машины в XVIII веке, да и позже пар не везде смог заменить водяные колеса. Точно так же был расположен и Тирлянский завод – поперек реки насыпали земляную плотину, в ХХ веке расположенное за ней водохранилище использовалось для получения электроэнергии на совсем небольшой (мощностью 100 киловатт) заводской ГЭС. По плотине можно прогуляться и сейчас, но это уже другая – восстановленная, фактически построенная заново в 1996-1997 годах. Здесь, возле знака «Тирлянское водохранилище», стоит могильный камень с именами и фамилиями 29 людей – памятник жертвам наводнения 7 апреля 1994 года. От старой дамбы остались только обломки конструкций.

 

Накануне катастрофы два дня шли сильнейшие дожди, и по трем рекам-притокам в Тирлян пришло небывалое до этого количество воды. Водохранилище переполнилось, водосброс сразу открыть не получилось, а потом он уже не справлялся со стихией: вода пошла через край плотины и начала размывать его. Ближе к вечеру плотина, стоявшая без капитального ремонта с 1947 года, рухнула, и по реке пошел бурлящий вал воды высотой около семи метров. Деревянные дома в речной долине сносило с фундаментов, каменные – подмывало, с моста унесло «Москвич» с пассажирами. Завод был поврежден настолько, что производство решили не восстанавливать, тем более что денег в 90-е годы на это ни у кого не было. После катастрофы рабочий поселок превратился в село с постоянным населением около 4000 человек. По злой иронии судьбы причиной того, что поселок так и не стал городом и главный завод окрестностей построили ниже по реке Белой, была как раз маловодность Тирляна: воды не хватало для нужного подпора на заводском пруду!    

 

Сейчас «визитной карточкой» и остатков завода, и всего Тирляна является Колесо. Именно так, с большой буквы. Его посреди бывшей заводской площадки видно сразу – из земли, уйдя в нее до половины, торчит огромный чугунный обод со стальными спицами. Колесо – это один из двух маховиков, приводивших в движение прокатные станы, его разгонял мощный электродвигатель, а передача на валы машин была сделана из бычьих шкур. Диаметр маховика – 12 метров, вес – 120 тонн. Колесо собрали из нескольких частей, изготовленных на уральских заводах и доставленных в Тирлянский по «узкоколейке». Один маховик разобрали на металлолом вместе с остальным оборудованием, а этот оставили как памятник старинному заводу. Сейчас вокруг Колеса сделали ограду, построили памятник заводчанам, неподалеку есть даже вагончик – сувенирная лавка. У Колеса, как и у всего Тирляна, началась новая эпоха – туристическая, и руины завода постепенно превращаются в парк «Колесо истории».   

Выемка

Так местные жители называют небольшое искусственное ущелье на берегу Тирлянского водохранилища, примерно в 50 метрах от плотины. По выемке проходила разобранная в 2004 году линия Белорецкой узкоколейной железной дороги, и на земле еще можно различить следы от шпал.
Республика Башкортостан, Белорецкий р-н, с. Тирлянский
Координаты: 54.221694, 58.594705 Copy link
Проложить маршрут
Выемка

Так местные жители называют небольшое искусственное ущелье на берегу Тирлянского водохранилища, примерно в 50 метрах от плотины. По выемке проходила разобранная в 2004 году линия Белорецкой узкоколейной железной дороги, и на земле еще можно различить следы от шпал. Выемку пробивали через сплошной скальный массив: на этом месте получился очень живописный срез горных пород. На снимках, которые здесь обязательно делают туристы, она выглядит настоящим каньоном, на дне которого темно даже днем – хотя на самом деле длина самой глубокой части около 100 метров, а высота скал по сторонам – около пяти метров. Здесь можно просто погулять, полюбоваться пейзажем водохранилища, за которым из лесов поднимаются горы, а в летнюю жару даже освежиться в речной воде – небольшой пляж расположен совсем рядом с выемкой. 

 

Выемка – не единственное в Тирляне напоминание о построенной в 1909 году фирмой «Вогау» узкоколейной дороге, сохранились несколько отрезков путей и разрушенное здание вокзала. При желании от выемки можно пройти по оставшимся на грунте следам и посмотреть, где проходила «узкоколейка» – ее следы все еще неплохо видны, ведь участок от Тирлянского до Белорецка закрыли только в 2007 году.

Матинское месторождение горного хрусталя

О нем мы говорили в самом начале – «Матинский карьер» расположен недалеко от дороги из Белорецка в Тирлянский. По прямой от поселка порядка 6,5 км, от асфальтовой дороги и того меньше – около 500 метров.
Координаты: 54.132863, 58.565901 Copy link
Проложить маршрут
Матинское месторождение горного хрусталя

О нем мы говорили в самом начале – «Матинский карьер» расположен недалеко от дороги из Белорецка в Тирлянский. По прямой от поселка порядка 6,5 км, от асфальтовой дороги и того меньше – около 500 метров. Но прямых путей на Горном Урале немного, да и карьера как такового там нет – промышленная разработка месторождения не ведется, несмотря на то, что кристаллы хрусталя здесь встречаются длиной больше 20 см, а кварцевые друзы находили и того больше – до 300-400 кг весом!     

 

Совсем прозрачные кристаллы «чистой воды» довольно редки и залегают глубже. А рядом с поверхностью, в многочисленных ямах-шурфах, оставленных любителями самоцветов, желтоватых, дымчатых, золотистых и голубоватых кристаллов размером с куриное яйцо может «наковырять» себе даже ребенок – главное, вовремя оторвать юного геолога от этого увлекательного занятия!     

 

Для взрослых путешественников самой большой проблемой будет – найти этот «карьер», представляющий собой просто множество ям среди леса, на водоразделе между речками Белая и Верхняя Мата. Половина дела – не пропустить нужный съезд с асфальта (ориентир - «мостик» через Мату, фактически – водопропускная труба под дорогой) и выбрать из нескольких разбегающихся дорожек нужную. Самая глубокая колея влево – это лесовозная дорога в долину Белой, правая тропинка может завести в тупик у берега Маты. Поэтому держитесь золотой (точнее, хрустальной!) середины, ориентируйтесь на гребень холма-водораздела и на координаты! Словом, доехать до «карьера» – приключение само по себе. Желательно пускаться в него на внедорожнике и с хорошим навигатором. 

Все достопримечательности