Тирлян
Руины заводоуправления
От завода XIX века остались только стены двух зданий – заводоуправления и кузнечного цеха. К цеху присмотритесь внимательнее: в непростой конструкции здания сочетаются два вида кладки, кирпичная (причем кирпичи по форме и размеру отличались от современных «стандартных») и каменная, из плоского «плитняка». В цеху видны остатки печей-горнов, рядом – фундаменты оборудования. Рассматривая остатки завода, вы убедитесь, насколько красивой была раньше промышленная архитектура.
Завод пережил смены хозяев, революцию и гражданскую войну, работал в Великую Отечественную, позже здесь делали тончайшие листы металла для электронной промышленности, но... С чего он начинался – то его и погубило. Любой горный завод на Урале ставился на реке ниже пруда, вода из которого приводила в действие все машины в XVIII веке, да и позже пар не везде смог заменить водяные колеса. Точно так же был расположен и Тирлянский завод – поперек реки насыпали земляную плотину, в ХХ веке расположенное за ней водохранилище использовалось для получения электроэнергии на совсем небольшой (мощностью 100 киловатт) заводской ГЭС. По плотине можно прогуляться и сейчас, но это уже другая – восстановленная, фактически построенная заново в 1996-1997 годах. Здесь, возле знака «Тирлянское водохранилище», стоит могильный камень с именами и фамилиями 29 людей – памятник жертвам наводнения 7 апреля 1994 года. От старой дамбы остались только обломки конструкций.
Накануне катастрофы два дня шли сильнейшие дожди, и по трем рекам-притокам в Тирлян пришло небывалое до этого количество воды. Водохранилище переполнилось, водосброс сразу открыть не получилось, а потом он уже не справлялся со стихией: вода пошла через край плотины и начала размывать его. Ближе к вечеру плотина, стоявшая без капитального ремонта с 1947 года, рухнула, и по реке пошел бурлящий вал воды высотой около семи метров. Деревянные дома в речной долине сносило с фундаментов, каменные – подмывало, с моста унесло «Москвич» с пассажирами. Завод был поврежден настолько, что производство решили не восстанавливать, тем более что денег в 90-е годы на это ни у кого не было. После катастрофы рабочий поселок превратился в село с постоянным населением около 4000 человек. По злой иронии судьбы причиной того, что поселок так и не стал городом и главный завод окрестностей построили ниже по реке Белой, была как раз маловодность Тирляна: воды не хватало для нужного подпора на заводском пруду!
Сейчас «визитной карточкой» и остатков завода, и всего Тирляна является Колесо. Именно так, с большой буквы. Его посреди бывшей заводской площадки видно сразу – из земли, уйдя в нее до половины, торчит огромный чугунный обод со стальными спицами. Колесо – это один из двух маховиков, приводивших в движение прокатные станы, его разгонял мощный электродвигатель, а передача на валы машин была сделана из бычьих шкур. Диаметр маховика – 12 метров, вес – 120 тонн. Колесо собрали из нескольких частей, изготовленных на уральских заводах и доставленных в Тирлянский по «узкоколейке». Один маховик разобрали на металлолом вместе с остальным оборудованием, а этот оставили как памятник старинному заводу. Сейчас вокруг Колеса сделали ограду, построили памятник заводчанам, неподалеку есть даже вагончик – сувенирная лавка. У Колеса, как и у всего Тирляна, началась новая эпоха – туристическая, и руины завода постепенно превращаются в парк «Колесо истории».