Самая северная деревня из «Ассоциации самых красивых деревень и городков России» стоит на слиянии двух рек – Мезени и Кимжи, окруженная таежным лесом.
В Кимже сохранились крепкие северные избы, которые были построены более ста лет назад и самые северные в мире мельницы-столбовки. А главное отличие Кимжи от многих деревень – она живая, на деревенских улицах и меж дворов играют дети, течет деревенская жизнь, словно отмотали столетие назад.
Для полного погружения в жизнь поморской деревни приезжайте в Кимжу на два-три дня. Привяжите свой визит к какому-нибудь местному празднику или фестивалю. Жители Кимжи чтут обычаи и обряды и отмечают большинство праздников по старинным канонам. В Кимже существует традиция съезжих праздников, на которые приезжают народные хоры из многих деревень по Мезени. Только так можно окунуться в старинную культуру и насладиться атмосферой настоящей русской северной деревни.
Побывайте у дома, который в сериале «Михайло Ломоносов» являлся поместьем будущего великого ученого. Отдохните на берегу реки, в беседке, где гостей Кимжи в теплое время года угощают ухой, приготовленной на костре, и чаем.
Ради чего ехать?
Одигитриевский храм
Храм иконы Божией Матери «Одигитрия», построенный в 1709 году, является памятником федерального значения. Единственный сохранившейся образец пинежско-мезенской храмостроительной школы. С 2001 по 2020 год храм находился на реставрации. К нему ведут все улицы в деревне, шатровую колокольню видно практически с каждого двора. Жители Кимжы гордятся тем, что даже в советские годы, когда церковь была закрыта, в ней никогда не открывали никакого нерелигиозного учреждения.
Самые северные мельницы в мире
Когда-то в Кимже работали десять мельниц, до наших дней сохранились две, которые и входят сегодня в ландшафтно-музейный комплекс. Одну из них – мельницу-столбовку – построил в 1897 году местный мастер Дерягин. С приходом Советской власти ее конфисковали у хозяина. Мастер вступил в колхоз только ради того, чтобы продолжить работать на своей мельнице. Дерягин трудился на своей столбовке до глубоко старости, а потом ровно полвека мельница простояла без дела – пока в 2007 году не началась ее реконструкция. Несмотря на то, что сегодня мельница является памятником регионального значения, ее как и прежде можно использовать в сельскохозяйственных работах.
Этнографический музей «Политов дом»
Музей крестьянского быта, названный по прозвищу последних хозяев дома – первая экспозиция, открытая в Кимже в 2005 году. В старинном доме работает выставка «Мир мезенской женщины» – здесь можно узнать, в каких условиях и какими способами вела хозяйство женщина–поморка в конце XIX века. Встречает туристов старушка «Политовна», свое повествование она ведет на «мезенской говоре» – от этого рассказ становится еще образней и колоритней. Ее предки когда-то жили в этой избе, хозяина звали Ипполит – земляки упростили его имя, так дом превратился в «Политов».
В музее представлена большая коллекция вышитых изделий местных мастериц: полотенца, накомодники, скатерти и т.п. Здесь же можно увидеть старинные экспонаты мезенских мастеров – скобяные изделия или из дранки, конскую упряжь, качель или по-мезенски качулю.
Амбар крестов
В окрестностях Кимжи испокон веков устанавливали много крестов – как в качестве оберегов, так и на местах захоронений. Со временем деревянные артефакты ветшали, их начали собирать в одно помещение – «Амбар крестов». На месте утраченных устанавливали новые кресты. В километре от деревни сохранился крест, установленный купцом Саввиным еще в 1887 году! Предприниматель из позапрошлого столетия чудом остался жив после шторма, в который попал на реке Мезени – в память об этом событии, как благодарность высшим силам, Саввин установил здесь крест, который сегодня является памятником регионального значения. Местные жители следят за артефактом.
К слову, о ментальной символичности объектов и легенд, связанных с Кимжой. Много столетий жителей деревни называют чернотропами, сегодня ведутся споры, с чем именно связано такое название. Местные очень не любят, когда слово «чернотропы» интерпретируют как колдуны. Более правдоподобна, на их взгляд, версия связанная с историей про гон лосей. В дни, когда выпадал первый снег, путь животных пролегал через деревню, после них и оставались черные тропы.