Кубачи – высокогорный аул, ювелирная столица Дагестана. Мировой бренд и легендарный центр обработки металла. Прежде всего – серебра. Особый мир, парящий над туманами и облаками.
Дорога к аулу достаточно сложная, поэтому стоит преодолеть ее в светлое время суток. Приезжайте в аул с ночевкой, что бы застать и закат и рассвет, и не благодарите за великолепные фото. Посетите местное кладбище – с него открываются великолепные виды. Посетите музей в Кубачинской башне, обязательно прикоснитесь к искусству кубачинских мастеров – сходите на мастер-класс и в музей художественного комбината. Если повезет – то при посещении мечети Кала-Корейш послушайте азан – призыв к молитве в исламе.
Ради чего ехать?
Кубачинская башня
Когда-то Кубачи опоясывала крепостная стена, над которой возвышалось семь башен. Разбег в датировке ее строительства от V до XIII века. Стену разобрали еще в XVII столетии. Башен к данному моменту осталось три: две в руинах и одна более-менее сохранившая оригинальные черты, которые до сих ставят в тупик исследователей. Среди местных жителей были христиане, язычники, огнепоклонники, зороастрийцы – некоторые эксперты видят в кубачинском небоскребе сходство с зороастрийскими башнями молчания. Ислам по распространенной легенде верхняя часть села приняла на семь лет позже нижней.
Как бы то ни было башня (у нее, кстати, есть свое имя – Акайла кальа), стала одним из главных символов Кубачей, хотя еще несколько лет назад на нее было жалко смотреть. Сейчас внутри многоуровневый музей местного быта. Можно взять гида, который расскажет, к примеру, что кубачинцы обязательно стараются жениться на местных барышнях, на свадьбы стекается народ со всего мира, а к старости, куда бы ни забросила судьба, многие возвращаются в родное село. Тут же сувенирная лавка, а наверху смотровая площадка, с которой открываются лучшие виды на Кубачи и окрестности. Отдельное удовольствие –помахать с башни уходящему за горы солнцу.
Музей Кубачинского художественного комбината
Изделия из Кубачей – посуда, украшения, оружие, сувениры, покрытые кружевными орнаментами – представлены сразу в трех залах Эрмитажа, причем один посвящен только им. Вот цитата с сайта главного музея страны: «Большинство представленных в экспозиции (Искусство средневекового Дагестана) предметов связано с уникальным культурным феноменом, возникшем в средние века в локальной местности Дагестана, в районе горного селения Кубачи».
«Зирихгеран» (древнее название страны кубачинцев) в переводе с персидского означает «кольчужники». Кольчуги, доспехи, оружие тут делали с незапамятных времен. Многочисленные легенды гласят, что созданный кубачинцами шлем защищал голову Александра Македонского, щит – Александра Невского, а меч – киевского князя Мстислава, сына Владимира Мономаха.
Потом перешли на посуду и украшения, с совершенно умопомрачительными оригинальными орнаментами, собственный набор которых есть у каждого уважающего себя мастера. Несмотря на то, что чеканка испокон веков была мужским занятием, самым известным кубачинским художником по металлу, по иронии судьбы, стала женщина – Манаба Магомедова.
В советское время практически все жители работали на местном комбинат – только серебра здесь обрабатывали до трех тонн в год. Нового времени комбинат не выдержал. Цеха пустуют, хотя оборудование все еще на месте. Мастера сейчас работают на дому. А единственный «живой уголок» в здании – музей, где собраны лучшие образцы кубачинского творчества последних десятилетий. Но главная «приманка» музея не имеет к комбинату никакого отношения. «Змеиный язык», сабля с раздвоенным лезвием и рукояткой в виде головы кошки из слоновой кости. Как считается, она была отбита у легендарного иранского полководца Надир-Шаха во время одного из его походов на Дагестан. А до этого, по легенде, ее держал в руках сам пророк Мухаммед. Мистика же заключается в том, что только за последние годы саблю, за которую коллекционеры готовы выложить миллионы долларов, дважды воровали, но каждый раз она возвращалась на свое место. А в 2000 году ее пытались захватить боевики, но и у них это не вышло.
Кала-Корейш
Единственное напоминание об исчезнувшем государстве (некоторые даже называют его цивилизацией), которое перестало существовать в XIX веке. Кала-Корейш известен более тысячи лет. Удивительна даже история его создания. «Аулообразующим» элементом в данном случае послужило кладбище, которое появилось после большого сражения с арабами. Их-то на вершине горы и похоронили. Потом здесь же стали предавать земле арабских проповедников ислама. А затем рядом появился аул Кала-Корейш, который стал столицей средневекового государственного образования – Кайтагского уцмийства. В подчинении кайтагских уцмиев (правителей) какое-то время были и кубачинцы.
Кала-Корейш – это настоящий лабиринт из древних построек на вершине, доступ к которой есть лишь с одной стороны. С трех других – отвесные скалы. В ауле сохранились остатки джума-мечети ХI века, усыпальница и могилы уцмиев XII-XIX веков, могилы арабских воинов, караван-сарай. Плиты на уцмийских захоронениях буквально испещрены орнаментами и надписями. Тут и тексты из Корана, и стихи, и философские изречения о смысле жизни и неотвратимости смерти. Вот одно, к примеру: «Все сущее тленно, кроме Него. За Ним – решение, и к Нему вы будете возвращены».
Амузги
Родина дагестанского булата – амузгинской стали, но, к сожалению, последние кузни в Амузги замолчали 20 лет назад. Последняя жительница отправилась в лучший из миров в 2016 году. С тех пор здесь никого и ничего. Хотя в былые годы слава о местных оружейниках гремела далеко за пределами аула. В Амузги делали клинки, а кубачинские мастера их украшали. Сейчас сюда забредают туристы из Кубачей посмотреть на развалины домов и старинных крепостных башен. Пытаются отыскать и расшифровать символы, знаки и надписи, сохранившиеся на некоторых камнях-кирпичах. А если желания ломать голову нет, сама часовая прогулка от Кубачей способна прочистить мозг и вылечить душу. В 2020 году о заброшенном ауле попытались громко напомнить, организовав большой фестиваль «Легенда об Амузги». «Заселили» дома картонными «горянками» в традиционных платках, собрали выходцев из села, принесли молоты и наковальни, привели музыкантов, устроили танцы, накормили всех шашлыками. Фестиваль хотели сделать ежегодным, но пока он так и остался единственным и неповторимым.